Главная

О проекте

Контакты

Авторам

Форум

Подписка
Логин
Пароль
 
Забыли пароль?
Опрос

Личная преданность
Лояльность компании
Амбициозность
Профессионализм
Результаты работы


Популярные статьи

Новости партнеров
журнал "Бизнес Энтропия" » Статьи » Игры в контексте бизнеса и обучения

Игры в контексте бизнеса и обучения
Автор: Денис Дьячков, интернет-маркетолог.

Игра – это занятие, с которого начинается деятельность любого человека. Это тот источник опыта, который первым открывает свои объятия человеку и идет с ним по жизни, иногда до самой старости. Взрослеет человек – вместе с ним взрослеют его игры и игрушки. Игрушечные солдатики вырастают в шахматные фигуры, а пол – в шахматную доску. Ни для кого не секрет, что игры занимают далеко не последнее место в жизни любого человека. Игры – это эффективный способ обучения, получение обратной связи, оценки, моделирования и прогноза. Именно об этом мы и поговорим в данной статье.


История использования игровых методик и особенности бизнес-игр

В фильме, близком к нашей тематике, "El método" ("Метод Гронхольма") говорится, что игровые методики стали применять в немецкой армии после первой мировой войны. Но их история намного глубже. Военные игры были известны еще при Александре Македонском. Он использовал игровой формат как один из способов отбора военачальников. Именно Македонский первым создал совет офицеров. А в России еще со времен Петра I использовались военные и другие игры для развлечения и тренировки.

В настоящее время игровые методики активно используются в разных направлениях обучения, образования и бизнеса. На западе многие университеты финансируют стратегические игры. В США многие вузы проводят такие игры, в Европе – отдельные международные программы ООН построены на моделировании в игровом формате. Есть так называемая "Глобальная Модель ООН" – международная игра, где собирают людей со всего земного шара, и они занимаются моделированием. Существует технология "Форум театр", изобретенная Агусто Буал. Смысл ее в том, что в ходе спектакля зритель в какой-то момент может сказать "стоп" и, заменив одного из актеров, сыграть свою трактовку ситуации – как бы он в ней действовал.


Какие существуют бизнес-игры? Что они дают?


Игры в контексте бизнеса можно
рассматривать как своеобразный
способ получения бесценного
опыта, новых навыков, возмож-
ность "прокачать" потенциаль-
ную ситуацию до момента
ее возникновения.
Игры в контексте бизнеса можно рассматривать как своеобразный способ получения бесценного опыта, новых навыков, возможность "прокачать" потенциальную ситуацию до момента ее возникновения. Это происходит за счет того, что в играх присутствует очень большая доля моделирования. Помимо этого, если перед игрой четко прописаны цели, задачи и желаемые результаты, то можно проследить динамику изменений и результаты, увидеть ошибки. Очень многие бизнес-тренинги строятся именно на этом.

Игры помогают решать различные проблемы и задачи. К примеру, в бизнесе СНГ пока нет культуры принятия групповых решений. Это либо авторитаризм, либо бардак, носящий гордое имя "собрание". А нормально работающих советов директоров, способных адекватно решать проблемы и принимать грамотные решения, в России пока нет. Игры – это один из способов выстроить эффективно работающий совет директоров и научиться новому формату общения, значительно повысив эффективность коммуникаций, снизив трансакционные издержки.

Очень многие люди используют игры для улучшения коммуникативных навыков, построения социальных ролей, безопасных и социально приемлемых экспериментов. В бизнес-играх люди учатся простраивать иерархические лестницы, понимать бизнес-процессы на своей шкуре, но при этом с минимальными рисками; вести переговоры, строить собственные модели компаний, руководить, подчиняться и находить выгодные для всех сторон решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях. И это не голословные утверждения, а увиденные своими глазами процессы и прочувствованные на собственном опыте результаты.
В бизнес-играх идет реальное живое общение с людьми, и хорошо видно, насколько сильно влияет человеческий фактор – в этом отличие от привычных игр вроде шахмат.

Одни игры ставят навык быстро
просчитывать, общаться и дого-
вариваться, другие развивают
аналитические способности с
прогнозированием, третьи –
коммуникативные навыки.
Одни игры ставят навык быстро просчитывать, общаться и договариваться, другие развивают аналитические способности с прогнозированием, третьи – коммуникативные навыки. Иногда так же встречаются игры, сочетающие два, а иногда и все три упомянутых выше параметра.

Бизнес-формат в настоящее время обрели компьютерные, настольные и кабинетные игры. Компьютерные бизнес-игры представлены целой серией бизнес-симуляторов и стратегических игр, настольные – различными вариациями на тему "Монополии" и обладают довольно широкой известностью. А вот на кабинетные я бы обратил более пристальное внимание.

Кабинетные ролевые игры появились как дальнейшее развитие бизнес-тренингов в тот момент, когда стало ясно, что рассказывать что-либо можно сколь угодно долго, но пока человек не почувствует что-то на собственной шкуре, пока не получит реальный опыт, то попросту не поверит в реальность высказываемых тезисов и, столкнувшись с действительностью, все равно наступит на те же грабли, от которых тренинг должен был уберечь.

Вот тогда и вспомнились знакомые с самого детства "дочки-матери" и "казаки-разбойники". После определенного количества экспериментов с заимствованием опыта из игротерапии, психологии и даже этологии, на свет появились кабинетные бизнес-игры. В ходе этих игр получилось-таки добиться желаемого результата. Люди действительно начали получать реальный опыт, ничем, по сути, не отличающийся от опыта, получаемого в окружающей действительности, кроме разве что совсем уж печальных последствий в случае ошибок.

Кабинетные бизнес-игры позволяют получить бесценный опыт за счет вживания в роли и сверх точного моделирования жизненных ситуаций.

Кабинетные бизнес-игры позво-
ляют получить бесценный опыт
за счет вживания в роли и сверх
точного моделирования жизнен-
ных ситуаций.
Игры можно разделить на 3 вида:

• большие (от 30 человек и до тысячи);
• средние (до 30 человек);
• малые (2-3 человека).

Игры разделяются на:

• тактические (ставят навыки тактики, просчета на пару ходов вперед);
• игры, требующие молниеносной реакции (экстремальные) – дают умение действовать в необычной, непривычной и стрессовой ситуации, шлифуя и вырабатывая чутье верных решений;
• моделирующие – моделируют различные процессы: бизнес, социальные (например, социальное моделирование);
• стратегические – дают возможность проверить разные стратегии, в некоторых случаях – разные роли и позиции (например, ролевые игры как социальные эксперименты);
• симуляционные, частным случаем которых являются ролевые игры.

Отличие симуляционных игр от ролевых в том, что:

• В симуляциях мы можем рассматривать макро-контекст, приближенный к реальности, а в ролевых ставить необходимые индивидуальные навыки (переговоры, управление, плетение интриг).
• В симуляционной игре есть поле, контекст и тут моделируются группировки, для которых создаются роли, в ролевых играх роли конкретные, более индивидуализированные.
• В ролевых результат и процесс менее детерминирован, чем в симуляционных, и выше уровень риска. В симуляционных участников и процессы проще удерживать под контролем.


Какие игры помогают взращивать бизнесменов?

Ключевое значение в воспитании
бизнесменов, да и вообще способ-
ных к руководительству людей име-
ют игры, развивающие мышление.
Ключевое значение в воспитании бизнесменов, да и вообще способных к руководительству людей имеют игры, развивающие мышление. В первую очередь это шахматы. Как ни банально звучит, но неспроста шахматы занимали и занимают почетное место в домах величайших властителей мира сего.

Вообще, покупая новую настольную игру, приходя на тренинг или загружая на компьютер новую стратегию, стоит думать не о красивой обложке, а о том эффекте, который она производит. Далеко не всегда красивый и раскрученный бренд даст лучший эффект чем малознакомая, но виртуозно прописанная и обкатанная методика. Если вам нужен результат – смотрите вглубь и думайте сами. Иначе вам не поможет ни одна даже очень "раскрученная" программа.

И не стоит откладывать с началом. Чем раньше человек начинает тренировать свой мозг, тем больших результатов добьется к тому же возрасту, чем его сосед, начавший сие увлекательное и полезное занятие позже. Те же шахматы и детские ролевые лагеря можно начинать хоть с пяти, хоть с семи лет.

В какие игры можно играть самому для собственного развития в пространстве бизнеса?

Собственно, для развития себя как бизнесмена стоит обратить внимание на бизнес-тренинги, "заточенные" на развитие системного мышления и подсознания. В реальной ситуации редко бывает время для глубокого анализа и длительных, основательных размышлений. Реальный сегмент рынка постоянно видоизменяется. Каждый час, каждую минуту. В этой ситуации может помочь только быстрое, гибкое, системное мышление, интуиция и рефлексы. Кто не успевает приспосабливаться – вымирает. И даже крупные толстокожие компании уходят с рынка, если руководители не успевают реагировать. Что уж говорить о среднем и мелком бизнесе?


Разнообразие игр: виды и возможности

Ролевые игры

Ролевая игра – это та игра,
в которой человек принимает
на себя какую либо роль, вре-
менно перевоплощается в
своего персонажа и на время
игры живет другой жизнью.
Что же такое ролевая игра? Мало кто об этом знает, но большинство из вас встречалось с ней хоть единожды. Простейшими примерами РИ (ролевых игр) можно считать "дочки-матери", "казаки-разбойники". Ролевая игра – это та игра, в которой человек принимает на себя какую либо роль, временно перевоплощается в своего персонажа и на время игры живет другой жизнью.

РИ очень разнообразны. Есть компьютерные, так называемые RPG, есть настольные, кабинетные и полевые (они же полигонные). О компьютерных сказано очень много, достаточно открыть интернет и забить в поиске "RPG". Я же хочу рассказать о других видах, быть может, не столь известных, но, тем не менее, весьма распространенных и интересных.

Настольные игры

Это, пожалуй, самый простой вариант, для которого не нужно ничего, кроме ручки, листа бумаги, игральных кубиков или любого другого генератора случайных чисел, и собственных мозгов. Идеальное количество человек в игре – три-четыре игрока, плюс мастер игры. Реже возможны варианты, когда один игрок встречается наедине с мастером или же собираются команды по восемь-десять человек. Каждый игрок придумывает себе персонажа, прописывает его характеристики, навыки, особенности и имущество. Если возникают разногласия между мастером и игроком, то они решаются путем пробрасывания данной ситуации на кубиках, выигрывает тот, чья комбинация оказалась более успешной. Процесс игры происходит в озвучивании игроком действий персонажа и ответом мира на это в лице мастера. Некоторые действия так же прокидываются на кубиках. Существует серия прописанных и общеизвестных миров, но есть мастера, которые водят по своим собственным мирам. Тут уж вопрос развитости фантазии.

В настоящее время также есть настольные игры с уже готовыми сетами. Яркими представителями являются "Менеджер", "Монополия", "Манчкин", "World Of Warkraft", "Денежный поток". Для этих игр предварительно необходимо либо купить, либо самому сделать игровое поле, карточки и обзавестись игральными кубиками.

Кабинетные игры или "кабинетки"

Это игры, в которых игроки сами перевоплощаются в своих персонажей. Такие игры проходят в замкнутых помещениях: квартирах, павильонах, залах, коттеджах. В игре чаще всего принимает участие от пяти до двадцати пяти человек. Действие может происходить как в течении нескольких часов, так и в течении нескольких суток. В этом виде РИ также присутствует мастер и/или мастера, которые предоставляют информацию и следят за игровым процессом. В таких играх каждый играет сам за себя и на свои цели, соответствующие истории персонажа и выданных мастером установок. Игроки готовятся к игре заранее. Шьют костюмы, обзаводятся деталями антуража, вживаются в роли. Такие игры уже требуют некоторых материальных вложений, тогда как описанные выше требуют лишь затрат на еду, питье и другие минимально необходимые и желаемые составляющие. Зато и действия происходят не только в воображаемом пространстве, но и в реальности.

Полигонные ролевые игры

Такие игры делятся по территориальному признаку на полевые и городские. В полигонных играх количество человек составляет от нескольких десятков до нескольких сотен, а иногда и тысяч. В полигонных, как и в кабинетных РИ, игроки сами на время игры становятся своими персонажами. Сюжеты полигонных РИ чаще всего берутся из документов, описывающих исторические события, из книг, реже пишутся самими мастерами. Игроки в таких РИ объединяются в команды и кроме личных целей и интересов учитывают еще и командные. Мастеров на такой вид игры, как правило, нужно значительно больше, чем на все остальные виды. Такие игры длятся в среднем от одного до трех-четырех дней, хотя встречаются и более длительные, которые проходят неделю и более.

Городские игры, как видно из названия, проводятся в городе. К правилам игры тут добавляются другие обязательные условия: не провоцировать стражей правопорядка и не нарушать общепринятые правила поведения в обществе. Городские игры довольно часто состыкуются с обычной жизнью. Например, в случае "Маскарада Вампиров" утром все после недолгого сна отправляются кто на работу, кто на учебу, а вечером и ночью продолжают игру. Да, это несколько утомительно, зато сколько положительных эмоций и ярких впечатлений!

С полевыми играми все сложнее. В отличие от городских РИ, до полигона, на котором будет проводиться игра, еще необходимо добраться. Вот и едут люди различными, иногда довольно большими, группами: электричками, на машинах, а порой и самолетом; с рюкзаками, в которых помимо стандартных туристических принадлежностей по соседству едут плащи и кинжалы, необычные для современного мира камзолы и платья, свитки, перья и чернильницы. Очень многие едут с гитарами, флейтами, а иногда и со скрипками. Именно в таких вот поездках и рождаются ролевые песни, поэмы и новые идеи, находятся способы для воплощения в жизнь мечты.


В ролевых играх можно попробо-
вать себя в новой, совершенно
невозможной в повседневной
жизни роли. А ведь это дает бес-
ценный опыт, которого не хватает.
В ролевых играх участвуют не только подростки, но и люди гораздо более старшие и часто – весьма успешные. Что же привлекает людей в подобном виде времяпрепровождения? На мой взгляд, существует несколько основных причин. Это и желание прикоснуться к чему-то сказочному, волшебному, да и просто редко встречаемому в повседневной жизни. Ведь не встретишь же на улицах современного города рыцаря в богато разукрашенных латах, с гербом на щите, да и еще верхом. Так же редко можно встретить красивую пару, одетую в викторианском стиле и танцующую вальс. А ведь хочется иногда чего-нибудь столь же красивого и прекрасного. Вот и идут люди заниматься историческим фехтованием, танцами, идут на курсы кройки и шитья. И это далеко не все. В РИ можно попробовать себя в новой, совершенно невозможной в повседневной жизни роли. А ведь это дает тот бесценный опыт, именно которого как раз и не хватает. Плюс ко всему это прекрасная возможность отдохнуть, замечательно провести время, познакомиться с интересными людьми и научиться чему-то новому.

Теперь – об опыте. Как ни печально, а жизнь у нас только одна и она, как и все в этом мире, имеет свое начало и конец. И некоторые поступки можно совершить всего один раз... Грустно? Согласен, но и этот аспект можно несколько подкорректировать, участвуя в РИ. В случае гибели в игре персонажа игрок остается жив. Да, иногда это сопровождается довольно болезненным и обидным синяком... Но не реальной смертью. И это уже немало. Игрок мало того, что остается жив, но и может выйти совершенно новым персонажем в этой же игре, в случае, если у него осталось желание, имеется сменный костюм и продумана квента (биография персонажа). Таким образом, игрок, допустив фатальную ошибку, имеет шанс пересмотреть свое поведение, поступки, мышление и способ общения. Этим эффектом довольно серьезно заинтересовались психологи, так как он позволяет моделировать экстремальные ситуации без риска для испытателей.


Заключение

Подумайте, в какую игру вы больше всего любите играть. Она характеризует то, что вы лучше всего умеете делать, ваши любимые стратегии. И чем шире и разнообразнее список этих игр, тем больше у вас разнообразных стратегий.

Играйте в игры, кто бы что ни говорил! Думайте за себя сами. И не бойтесь никого и ничего, не забывая все же об осторожности. Или же наоборот, как поется в песне:

"Если боишься летать,
То заройся в землю, как крот…" ((с) Денис Полковников)

У каждого в этой жизни есть право выбора. И если вдруг вам кто-то скажет, что это не так – помните, что он сам для себя выбрал такое положение вещей...
 
Другие новости по теме:

  • Жизнь как вид спорта. Игра в Большую Игру. Ценности
  • Технология тренировки: как учиться быстро и не стараясь
  • Игры разума. Карта мира и внутренние препятствия
  • Спецпроекты на поисковиках или Почему люди играют
  • Экстремальные тренинги: вчера, сегодня, завтра



  • RSS | Главная страница | Авторам | Новое на сайте Бизнес Энтропия © 2009